72.
Дмитрий
(28.12.2012 12:47)
0
Здравствуйте Олег . Картина " Маки " - лицо выставки , основная картина , которая размещается во всех каталогах выставок , в которых я участвую . В творчестве , авторский повтор , вполне допустимая ситуация , ни в коем образе не обесценивающая произведения искусства , есть много тому примеров в классической живописи . В салоне , где Вы купили работу , должны были Вас предупредить . Творческий повтор картины , это другое произведение искусства . Обладание предметом искусства и обладание авторскими правами на предмет искусства -это разные понятия . Ниже приведу в пример статью юриста на эту тему . Олег , Вы приобрели оригинальное произведение искусства . выполненное мной , автором , можете не сомневаться в его подлинности и ценности . И , если не сложно , поясните пожалуйста , в каком салоне Вы приобрели работу ? Кто такой Михалыч ? Дело в том , что в Ростове у меня картины уже давно не выставляются .... С уважением , Дмитрий! "Право первой ночи в живописи: взгляд юриста Posted on 27 апреля 2012 by admin Довольно часто приходилось слышать от художников об авторском повторе либо о первой копии картины. Будучи людьми неискушенными в юриспруденции творцы абсолютно уверенны в возможности создания вторых экземпляров, повторов, копий картин. Конечно же мировая история искусства знала много случаев создания «копий» и/или же «авторских повторов» картин, как самими художниками-авторами так и безызвестными авторами. Так известно о нескольких авторских вариантах «Подсолнухов» Ван-Гога, «Больной девочки» Мунка, Федотова «Сватовство майора», Перова «Охотники на привале»… список можно продолжить. Причины, побуждавшие художников писать «повторы» собственных картин были разными и мы на них не будем останавливаться. Данная статья скорее призвана обратить внимание творческих людей на природу таких произведений, дабы в последующем избежать или минимизировать возможные проблемы. Итак, речь пойдет о природе такого рода «копий» произведений, о том возможно ли вообще с правовой точки зрения существование копии либо повтора оригинала картины, и если да то в каких случаях. Можно говорить о неких трех условных подвидах копий произведений живописи: это репродукция, авторский повтор и собственно копия как таковая. Попробуем разобраться, чем же являются указанные выше упомянутые подвиды с точки зрения буквы закона. Согласно законодательству, регулирующему авторское право, автором является лицо создавшее данное конкретное произведение. Авторское право возникает у творца с момента создания и не требует выполнения, каких либо формальностей для подтверждения авторства, как-то регистрация и т.п. Кроме того действует презумпция авторства – пока не доказано иное автором считается лицо собственно заявившее себя автором того или иного произведения. Закон наделяет автора, как первичного субъекта авторского права рядом неимущественных и имущественных прав. К личным правам относятся следующие права: требовать признания своего авторства; запрещать при публичном использовании произведения упоминание своего имени, если он как автор произведения желает остаться анонимом; выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима вместо настоящего имени автора при использовании и упоминании произведения; требовать сохранения целостности произведения и противодействовать любому его искажению. Следует помнить, что личные неимущественные права неотчуждаемы. Что касается имущественных прав, то их кратко можно свести к следующим правомочиям: право на использование произведения, исключительные права разрешать и запрещать использование произведения, а также препятствовать неправомерному использованию произведения. Имущественные права в свою очередь могут быть переданы как в пользование так и отчуждены – частично либо полностью. Теперь внесем ясность относительно объектов авторского права. Объект авторского права это результат творчества человека обладающий некой оригинальностью и неповторимостью, которые в свою очередь обусловлены творческими способностями и задатками автора. Как было сказано выше объектом авторского права произведение становиться с момента его создания, а именно с момента придания ему объективной формы – это может быть письменная, звуко- или видеозапись. Необходимо принимать во внимание, что законодательство не признает объектом авторского права идеи, концепции, методы и т.п. Пример: объектом авторского права будет уже созданная, выраженная в материальной форме, компьютерная игра, но никак не концепция или задумка ее создания. Итак ст. 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» содержит «открытый» перечень объектов авторского права, среди которых упоминаются и интересующие нас произведения изобразительного искусства. Нюансом, который, как нам кажется, особенно важен для изобразительного искусства, является то, что авторское право на произведение никоим образом не связано с правом соб ственности на материальный объект, в котором произведение вы ражено. Передача права собственности на объект сама по себе не означает передачи авторских прав на произведение. Простой пример – если вы приобрели в магазине книгу, то у вас возникает право собственности исключительно на данную книгу и никак не права интеллектуальной собственности на роман в ней напечатанный. Теперь вернемся к выше упомянутым терминам – репродукция, копия и авторский повтор. Согласно толкований словарей мы видим, что репродукция* это не что иное, как воспроизведение изображения с помощью каких либо технических средств. Это механическое создание копии, не имеющей так называемой «творческой нагрузки». Таким образом, самостоятельным объектом авторского права считать репродукцию невозможно, при этом нужно оговориться, что любое создание репродукции возможно только с согласия автора либо иного правообладателя владеющего правами на произведение. Исключениями из этого правила могут быть лишь случаи так называемого свободного использования, четко предусмотренные действующим законодательством. Что же касается «копии»**. то технически «копия» является повторением оригинала картины и выполняется либо непосредственно автором картины, либо же иным художником. С точки зрения закона «написанная от руки» копия всегда и при любых условиях не что иное, как новое оригинальное произведение. С оговоркой, что при этом оно еще и является произведением производным – таким, которое было создано на основе ранее созданного («оригинала»). Подчеркнем, что мы говорим в данном случае именно о новом произведении созданном человеком, а не о воспроизведении. Воспроизведение не творческий, а механический процесс, не влекущий появления нового объекта авторского права. Творческий же повтор не воспроизведение. Копирование картин от руки является не воспроизведением, а созданием нового объекта авторского права. Это обусловлено тем, что «копии» в любом случае отличаются от «оригинала» несмотря на их внешнюю схожесть. В данном случае важно понимать, кто осуществляет изготовление «копии». Если это автор, который ранее не отчуждал исключительные имущественные права интеллектуальной собственности на оригинал, то следовательно он как автор не ограничен в создании новых (хоть и подобных объектов). Если же ранее автором отчуждалось авторское право на произведение, например, одновременно с продажей картины, то, увы, создание «копии» уже невозможно лишь по желанию автора, т.е. создать «копию» автор может, только получив разрешение от лица владеющего в настоящий момент правами на картину. Если же мы говорим о создании «копии» лицом, не являющимся автором «оригинала», то с юридической точки зрения такая «копия» будет производным произведением, создание которого возможно только с разрешения правообладателя авторских прав на картину. В противном случае будет иметь место нарушение прав автора и иных правообладателей, интеллектуальных прав на произведение (если права передавались автором третьим лицам). Что касается авторского повтора, то это в свою очередь тоже «копирование», но сугубо автором произведения. И к нему применяются все ограничения, описанные в предыдущем абзаце. Итак, с точки зрения закона картины созданные на основе оригинала это не «копи», а новые объекты авторского права – новые произведения, так как живопись не допускает тиражирования. Каждая картина пишется заново, ведь «копия» выполняется художником в любом случае с некоторыми изменениями в цвете, композиции, формате. Художнику важно понимать, не нарушит ли создание «авторского повтора» или «копии» права третьих лиц и если уж автор отчуждает авторские права на «оригинал», то следует заранее оговаривать в договоре об отчуждении или об использовании прав интеллектуальной собственности права создания автором «повтора» картины. * РЕПРОДУКЦИЯ – 1. Воспроизведение картин рисунков путем фотографии клише. 2. Картина рисунок, воспроизведенные типографским способом. (толковый словарь С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой) ** КОПИЯ – 1. Точный список точное воспроизведение повторение чего-н. К. с рукописи. К. картины или с картины. ***
|